Как ответственный бизнес решает проблему пищевых отходов - кейс Данон в Украине

Как ответственный бизнес решает проблему пищевых отходов - кейс Данон в Украине
5 июня

Проблема пищевых отходов является глобальной и несет в себе большие финансовые, этические и экологические издержки. Согласно данным «Food and Agriculture Organization of the United Nations» 1/3 продуктов, произведенных для человечества, выбрасывается в помойку.

Почему так происходит?

Положение вещей с образованием пищевых отходов тесно связано с урбанизацией и глобализацией экономики. Цепи поставок становятся длиннее, зимой украинцы могут приобрести египетскую клубнику. Разнообразнее и тарелка питания украинцев - авокадо, например, в течение путешествия в наши супермаркеты, преодолевает расстояния от 3000 км до 14 000 км.

Во время путешествия еды от фермы до стола, отходы могут образовываться на каждом этапе, а такая пища, как фрукты, овощи, молочные продукты и мясо являются особенно уязвимыми категориями.

Безусловно, благополучие человечества способствует образованию пищевых отходов. Но не только это. Потери по цепи поставок с дистрибьюторами в секторе розничной торговли, в местах общественного питания и наши с вами потребительские привычки - все это способствует увеличению общего объема отходов.

Известно же, что когда выбрасываются пищевые отходы, вместе с ними выбрасываются и энергоресурсы, которые были потрачены на их производство. Например, мы в Данон в Украине тратим около 0,35 кВт энергии и 4,4 литра воды, чтобы произвести 1 кг молочной продукции. И это без учета расходов на транспортировку, производство упаковки и прочее.

Что можно с этим делать?

У компании Данон есть внутренние меры по уменьшению потерь при транспортировке продукции или хранении продукции с коротким сроком хранения. Например, во избежание рисков по потере продукции, избыток продукции передается в местные благотворительные организации, которые в свою очередь распределяют ее для тех, кто в ней нуждается. Однако, даже с учетом таких мер остается часть пищевых отходов, которые нужно утилизировать.

В конце 2019 году в рамках глобальной программы «Ноль отходов на свалку» мы в Данон запустили новый способ обращения с пищевыми отходами. Помогли нам в этом наши партнеры - ООО «Центр управления отходами».

О новом способе обращения с отходами:

Молочные продукты, у которых истек срок годности, отправляются на площадку нашего партнера. Здесь молочная продукция удаляется от упаковки вручную. Каждая бутылка, стаканчик или пакет открывается вручную. Отделенная молочная продукция собирается в специальные емкости и в дальнейшем транспортируется на станцию для сбора биогаза. В среднем одна тонна молочной продукции способна произвести от 50 до 80 м3 биогаза.

У компании Данон есть внутренние меры по уменьшению потерь при транспортировке продукции или хранении продукции с коротким сроком хранения.
Далее происходит сортировка упаковки по типу материала и отделение его на отдельные элементы: бумага, фольга, пластик, тетра-пак. После чего выполняется более глубокая сортировка по видам пластика, бумаги. Этот процесс также проходит вручную, поскольку только так можно достичь максимальной качественной сортировки упаковки. После детальной сортировки упаковка, подлежащая дальнейшей переработке, отправляется в мойку в специально оборудованные моечные машины. Очистка упаковки от остатков молочной продукции происходит без применения химических веществ, поскольку все стоки, полученные в процессе мойки, также отправляются на биогазовую станцию. Полученные в процессе сортировки материалы (бумага, фольга, пластик, тетра-пак) направляются на перерабатывающие предприятия в качестве вторичного сырья.

Даже при создании эффективных систем, некоторые материалы упаковки (около 10% в нашем случае), которые пока не поддаются переработке, будут переданы на утилизацию путем высокотемпературного сжигания с восстановлением энергии. К сожалению, технология сжигания не соответствует экономике замкнутого цикла, потому что процессы сжигания всегда приводят к образованию остаточных отходов - золы. Однако, это позволяет значительно уменьшить объемы отходов на свалке, а значит снижает негативное воздействие на окружающую среду.

Выбранный нами подход обращения с пищевыми отходами отвечает не только корпоративной программе компании, но и Национальной Стратегии обращения с отходами в Украине.

Ноль отходов - это реально?

«Ноль пищевых отходов на свалки» - это конкретная цель, которую можно достичь сегодня и независимо проверить.

Наш партнер, ООО «Центр управления отходами», максимально ориентирован на соблюдение принципа экономики замкнутого цикла в процессе обращения с пищевыми отходами нашей компании. Поэтому мы подсчитали, что благодаря данной схеме подготовки отходов к переработке и утилизации и непосредственно самой переработки и утилизации мы достигаем двойной цели, а именно: «Ноль пищевых отходов на свалке» и около 97-98% циркулярности в обращении с пищевыми отходами и упаковкой от продукта.

«Ноль пищевых отходов на свалки» - это конкретная цель, которую можно достичь сегодня и независимо проверить.
Более высокая цель «Ноль отходов» - это скорее мечта, чем современная реальность. Для многих достижение цели «Ноль отходов» - это далекий путь, чтобы стать экономической реальностью. Это объясняется тем, что конструкции изделий, новые материалы, промышленные процессы, бизнес-модели, нормативная и общественная инфраструктура еще не развиты до уровня, на котором можно было бы говорить, что цель «ноль отходов» является достижимой. Однако те, кто в настоящее время движется к этой концепции, находят новые показатели эффективности и инновационные решения в тех условиях обращения с отходами, в которых сейчас работает бизнес.

Формирование цели «Ноль пищевых отходов на свалке» дает нам прекрасную исходную точку для постоянного совершенствования процессов обращения с отходами. Она устанавливает новую основу для иерархии отходов, которая в конечном итоге движет бизнес к более круговому использованию ресурсов.

Что может сделать каждый украинец для уменьшения отходов?

На самом деле каждый из нас может способствовать решению этой глобальной проблемы, уменьшая свои личные пищевые отходы. Простые шаги для этого:

1. Покупать локальные продукты, когда это возможно: отдавайте предпочтение продуктам, произведенным в Украине. Чем меньше путь продукт преодолевает к вашему столу, тем меньше отходов образуется по дороге.

2. Совершенствовать планирование приема пищи: покупайте именно столько, сколько предварительно запланировали, не берите лишнего. Это поможет предотвратить порчу продукции из-за того, что вы не успели съесть ее вовремя.

3. Отслеживать маркировку срока годности продукта: обязательно проверяйте даты производства и конечный срок хранения.

4. Хранить пищу правильно: обязательно разберитесь, какая пища должна храниться в холодильнике, а какая нет (касается даже фруктов и овощей). Это поможет предотвратить преждевременную порчу продуктов.

5. Выбрасывать пищу только тогда, когда это действительно несъедобно: будьте сознательными и не выбрасывайте то, что еще можно съесть. Если же видите, что еды остается много - поделитесь ею с другими.

Совершенствуйте свои потребительские привычки экологически!

Бизнес же в свою очередь должен искать пути совершенствования уменьшения доли отходов вследствие своего производства. Мы со своей стороны продолжаем делать все для уменьшения объемов образования пищевых отходов по всей цепи создания молочного продукта для здоровья нас с вами и нашей планеты.

 

Теги: данон
Новости по теме
Комментарии (0)

Новости

c8
пап